Цифровой МОЭК
100 105 103 105 116 97 108 32 109 111 101 107

ПАО «МОЭК» продолжает внедрение современных информационных технологий, предназначенных для повышения эффективности деятельности Компании. В 2020 году мы столкнулись со сложностями, связанными с пандемией новой коронавирусной инфекции, что еще больше подвердило правильность курса - улучшение механизмов взаимодействия с клиентами ПАО «МОЭК» – потребителями тепловой энергии: создание новых каналов обмена информацией, сервисов предоставления услуг.

9.1. ИТ-сервисы для клиентов ПАО «МОЭК»

Важным направлением информатизации ПАО «МОЭК» является повышение клиентоориентированности деятельности. В соответствии с основными трендами Компании и Постановлением Правительства РФ от 09.08.2017 №955 «Об установлении особенностей оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерного-технического обеспечения в электронной форме на территории Московской области и гг. Москвы и Санкт-Петербурга в 2017-2021 годах» в ПАО «МОЭК» выполнены ключевые проекты по переводу в электронный вид оказания услуг потребителям ПАО «МОЭК».

Продолжается развитие системы ведения прямых договоров, внедренной в ПАО «МОЭК» во исполнение требований Федерального закона от 03.04.2018 №59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», в части организации прямых расчётов с потребителями тепловой энергии.

75

%

заявок

на подключение и на выдачу технических условий подключения к сетям ПАО «МОЭК» совершаются в электронном виде

Создание Единого личного кабинета Клиента

Продолжается развитие Единого личного кабинета клиента (ЕЛК) (www.elk.moek.ru), разработанного с целью создания интерактивного инструмента прямой и обратной связи с потребителями услуг ПАО «МОЭК» преимущественно в автоматизированном режиме без прямого контакта с сотрудниками ПАО «МОЭК». ЕЛК обеспечивает поддержку всех процедур взаимодействия с клиентами и контрагентами ПАО «МОЭК» по процессам технологического подключения, сбыта, прочей реализации, компенсации потерь с помощью предоставления документов по ЭДО и интеграции с PGU.MOS.RU, а также с внутренними системами. Ценность возможности удалённого взаимодействия с клиентами многократно возросла в связи с введёнными в 2020 году карантинными мерами.

Посредством Единого личного кабинета Клиента ПАО «МОЭК» исполнитель и заявитель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель – имеют возможность подписать документы в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи в целях выполнения процедуры подключения к системе теплоснабжения и заключения договора о подключении. Заявитель – физическое лицо в целях выполнения процедуры подключения к системе теплоснабжения и заключения договора о подключении может подписать заявление и договор в электронной форме простой электронной подписью.

picture

Подача заявок на подключение и сбыт, а именно: выдача технических условий подключения, заключение договора на подключение, оформление акта готовности, оформление акта о подключении, заключение и расторжение договора ресурсоснабжения, запрос на выдачу технических условий, ввод учета устройства в эксплуатацию и обмен документами в электронной форме осуществляются заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта www.elk.moek.ru.

В 2020 году в ЕЛК запущен в эксплуатацию новый сервис, позволяющий потребителю получать информацию о своих взаиморасчетах с ПАО «МОЭК» в разрезе договоров и точек поставки. С целью повышения уровня предоставляемого сервиса в функционал ЕЛК внедрены технологии простой электронной подписи и ускоренной регистрации пользователей, что также значительно облегчило взаимодействие между потребителями и клиент-менеджерами Компании.

Внедрение системы расчетов по «прямым договорам»

В 2020 году продолжалось развитие Автоматизированной информационной системы (АИС) «Управдом» 2.0, внедрённой для выполнения требований Федерального закона №59-ФЗ от 03.04.2018 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ», которым закреплена обязанность ресурсоснабжающих организаций заключать «прямые договоры» предоставления коммунальных услуг с собственниками помещений в многоквартирных домах, принявших в установленном порядке такое решение, а также возможность перехода на «прямые договоры» по инициативе ресурсо-снабжающей организации.

В 2020 году в АИС «Управдом» 2.0 созданы расширенные функции допретензионной работы, выполнена интеграция данной АИС с внутренними и внешними информационными системами, в том числе с ГИС ЖКХ, Единой системой автоматизации централизованного предоставления государственных услуг и контроля исполнения функций («АС ГУФ») Городского центра жилищных субсидий и порталом mos.ru. Это позволило ПАО «МОЭК» повысить качество взаимодействия с потребителями – физическими лицами в условиях карантина, связанного с новой коронавирусной инфекцией, обеспечить собираемость платежей и снизить трудозатраты персонала на операции ведения прямых договоров.

picture

На 2021 год планируется развитие системы для предоставления потребителям новых возможностей взаимодействия, в том числе рассматривается вопрос создания личного кабинета потребителя – физического лица с целью перевода всех контактов в электронную форму.

9.2. Развитие внутренних ИТ-сервисов

Предоставление ИТ-сервисов на удаленной работе

В марте 2020 года Центр информационных технологий ПАО «МОЭК» столкнулся с необходимостью одномоментного перевода подавляющего большинства пользователей информационных систем Компании на удалённую работу в связи с указом Мэра Москвы «О введении режима повышенной готовности» от 5 марта 2020 г. №12-УМ. Требования органов власти по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции не позволяли персоналу Компании выходить на рабочие места, в то время как ПАО «МОЭК» является организацией с непрерывным технологическим процессом, обеспечивающей жизнедеятельность города. Для продолжения непрерывной работы Компании в кратчайшие сроки выполнены мероприятия по организации удалённых рабочих мест, увеличению мощности серверного оборудования и пропускной способности каналов связи.

ИТ-персоналом Компании оперативно и квалифицированно решались вопросы обеспечения деятельности ПАО «МОЭК» с учётом новых вызовов, таких как рост угроз информационной безопасности, необходимость поддержки пользователей с нетиповым программным обеспечением, устаревшим оборудованием и проблемами связи, затрудненная диагностика в отсутствие непосредственного доступа.
В результате уровень предоставления ИТ-услуг работникам ПАО «МОЭК» поднят на новый уровень, что позволило Компании обеспечивать непрерывную поставку тепловой энергии потребителям, провести подготовку к осенне-зимнему периоду 2020-2021 гг. и своевременно выполнить все необходимые мероприятия по подготовке отчётности и бизнес-планированию на будущие периоды.

Создание Автоматизированной системы сбора данных ПАО «МОЭК»

Первый этап работ по внедрению Автоматизированной системы сбора данных (АССД), предназначенной для дистанционного получения сведений о потреблении тепловой энергии, завершён Центром информационных технологий ПАО «МОЭК» совместно с Филиалом №11 «Горэнергосбыт» в 2019 году. На данный момент оборудованием сбора данных оснащено 2 000 объектов теплоснабжения (собственных тепловых пунктов ПАО «МОЭК» и приборов учета потребителей).

Система позволяет оптимизировать управление параметрами теплоснабжения и обеспечить формирование данных коммерческого учета для последующего начисления и выставления счетов на основе показаний аттестованной измерительной системы.

Получение данных диспетчерского и технологического учета в автоматическом режиме и проведение автоматического анализа полученных данных позволит контролировать количество и качество поставляемых энергоресурсов, оперативно реагировать в случае некачественного предоставления услуг потребителям, предоставит информацию для последующего анализа с целью организации эффективного процесса теплоснабжения. Получение достоверных данных коммерческого учета о потреблении энергоресурсов по объектам учета и контроля за требуемый период времени в автоматическом режиме и проведение автоматического анализа полученных данных позволит сократить сроки обработки информации и заведения данных с приборов учета в расчетную базу (сокращение разногласий по начислениям, своевременная оплата счетов, повышение оборачиваемости, увеличение объемов поступления денежных средств, а также снижение влияния человеческого фактора на процесс ввода и обработки информации).

Проект учитывает модернизацию системы коммерческого учета ПАО «Мосэнерго», основного поставщика тепловой энергии для ПАО «МОЭК», что позволяет организовать полный контроль за технологическими процессами транспортировки и распределения тепловой энергии от источников теплоснабжения до конечного потребителя и иметь объективную информацию о коммерческих объемах покупки и отпуска тепла и теплоносителя.

Также в проекте учтена реализация в г. Москве Автоматизированной системы учёта потребления ресурсов (АСУПР) и объем её внедрения. Планируется расширение взаимодействия с Правительством Москвы в части организации информационного обмена данными с АСУПР для целей диспетчерского контроля.

В 2020 году проведён комплекс мероприятий по метрологической аттестации Автоматизированной системы сбора данных и её включению в реестр средств измерений.

Реструктуризация информационных систем и трансформация бизнес-процессов

В целях сокращения расходов на внедрение и поддержку информационных систем учёта финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения соответствия бизнес-процессов основной деятельности и учёта ПАО «МОЭК» стандартам Группы Газпром, а также в рамках реализации мероприятий по импортозамещению в 2018 году руководством ПАО «МОЭК» принято решение о переводе информационных систем с платформы SAP на отечественное программное обеспечение с одновременным выполнением трансформации бизнес-процессов ПАО «МОЭК».

В рамках подготовки к данному переходу в 2020 году разработана Программа проектов реструктуризации информационных систем с поэтапной разбивкой сложных программных модулей на более простые с учётом необходимости снижения операционной и кадровой перегрузки и улучшения характеристик программного обеспечения. Также предложена целевая архитектура основных и вспомогательных бизнес-процессов.

Выполнение данной программы позволит ПАО «МОЭК» к 2022-му году существенно сократить операционные расходы на ИТ-обеспечение, а также осуществить переход на преимущественное использование отечественного программного обеспечения.