Энергосбытовая деятельность

4.1. Доходы от реализации тепловой энергии, горячей воды и услуг по передаче тепловой энергии

Доходы от реализации тепловой энергии, горячей воды и услуг по передаче тепловой энергии в 2020 году составили 135 261 млн руб. (без учета выручки от продажи теплоносителя и транспортировки холодной воды). Полезный отпуск тепловой энергии в 2020 году составил 72 118 тыс. Гкал, в т.ч. потери тепловой энергии во внутридомовых циркуляционных системах горячего водоснабжения – 4 094 тыс. Гкал, объем оказанных услуг по передаче тепловой энергии – 781 тыс. Гкал.

Доходы от реализации тепловой энергии, горячей воды и услуг по передаче тепловой энергии

показатель 2019 2020 откл.
2020 / 2019
тыс. Гкал млн руб.
без НДС
тыс. Гкал млн руб.
без НДС
тыс. Гкал млн руб.
без НДС
выручка от реализации тепловой энергии* 56 921,9 101 866,7 55 066,6 101 788,2 (3,3)% (0,1)%
выручка от реализации горячей воды** 17 370,0
208 265,0 м3
33 688,9 17 051,1
197 685,4 м3
33 043,9 (1,8)%
(5,1)%
(1.9)%
выручка от услуг по передаче тепловой энергии 942,7 494,7 780,8 428,7 (17)% (13)%
ИТОГО
объем отпущенной тепловой энергии и горячей воды* 74 292,0
208 265,0 м3
135 555,6 72 117,7
197 685,4 м3
134 832,1 (2,9)%
(5,1)%
(0,5)%
выручка от услуг по передаче тепловой энергии 942,7 494,7 780,8 428,7 (17)% (13)%
136 050,3 135 260,8 (0,6)%

Снижение полезного отпуска тепловой энергии связано с более теплой температурой наружного воздуха отопительного периода в 2020 году по сравнению с 2019 годом (средняя температура наружного воздуха в Москве: 2019 +1,59°С, 2020 +2,15°С). Фактическая величина полезного отпуска составила 97% от 2019 г.

выручка

135

 

261

млн руб.

Выручка за 2020 год (без учета выручки от продажи теплоносителя, транспортировки холодной воды) уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 789,5 млн руб. (-0,6%).

В общем объеме доходов наибольший удельный вес составляют выручка от реализации тепловой энергии – 75%, или 101 788 млн руб., выручка от реализации услуг по передаче тепловой энергии – 0,3%, или 429 млн руб., выручка от реализации горячей воды – 24%, или 33 044 млн руб

Доля выручки от продажи тепловой энергии и горячей воды

Для нужд населения

91

 

143

,

6

0,2%

млн руб. без НДС

67

,

4

%

Прочие потребители

44

 

117

,

2

1,3%

млн руб. без НДС

32

,

6

%

Уменьшение связано с более теплой температурой наружного воздуха отопительного периода в 2020 году по сравнению с 2019 годом.

4.2. Тарифная политика

ПАО «МОЭК» осуществляет регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения и водоснабжения.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения и водоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» и иными нормативно-правовыми актами РФ.

В соответствии с законодательством при первом применении метода индексации тарифы устанавливаются на срок не менее 3 лет, а в последующем - на срок не менее 5 лет.

В 2018 году завершился трехлетний период долгосрочного регулирования (2016-2018 гг.). В 2019 году (на период 2019-2023 гг.) установлены долгосрочные тарифы в сфере теплоснабжения и водоснабжения с применением метода индексации, предусматривающего их ежегодную корректировку, а также установлены долгосрочные параметры регулирования на весь долгосрочный период регулирования и не подлежат ежегодной корректировке.

В 2020 году тарифы для потребителей ПАО «МОЭК» на территории г. Москвы с учётом поселений Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы скорректированы на период 2021-2023 гг. (приказы Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 04.12.2020 №241-ТР и от 17.12.2020 №№ 352-ТР, 353-ТР, 354-ТР, 355-ТР, 356-ТР, 357-ТР).

Тарифы на 2020 год

На 2020 год тарифы на тепловую энергию и передачу тепловой энергии для потребителей ПАО «МОЭК» на территории города Москвы с учётом поселений Троицкого и Новомосковского административных округов (далее – ТиНАО) скорректированы приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 16.12.2019 №258-ТР.

На 2020 год тарифы на горячую воду, поставляемую для потребителей ПАО «МОЭК» на территории Москвы с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, скорректированы приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 16.12.2019 №261-ТР.

Тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую потребителям ПАО «МОЭК» на территории Москвы (за исключением ТиНАО), а также на территории поселения Кокошкино Новомосковского административного округа, скорректированы приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 16.12.2019 №260-ТР. Приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 16.12.2019 №262-ТР впервые установлен тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую потребителям ПАО «МОЭК» на территории поселения Десеновское (за исключением котельной «Витермо») Новомосковского АО.

Тарифы на теплоноситель для потребителей ПАО «МОЭК» на территории Москвы на 2020 год скорректированы приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 16.12.2019 №259-ТР.

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО «МОЭК» теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии на территории Москвы, скорректированы приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 16.12.2019 №258-ТР.

В 2020 году приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 10.08.2020 №40-ТР впервые установлена плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей.

На 2020 год тарифы ПАО «МОЭК» на транспортировку воды для АО «Мосводоканал» на территории Москвы скорректированы приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 06.12.2019 №246-ТР.

На 2020 год плата за подключение к системе теплоснабжения ПАО «МОЭК» на территории г. Москвы установлена приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 17.12.2019 №301-ТР, плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения ПАО «МОЭК» установлена приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 17.12.2019 №305-ТР.

Раскрытие информации

Требования по раскрытию информации организациями, осуществляющими регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения и водоснабжения, установлены Постановлениями Правительства РФ от 05.07.2013 №570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» и от 17.01.2013 №6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения», а также приказом ФАС России от 13.09.2018 №1288/18 «Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее – система ЕИАС)».

Информация, подлежащая раскрытию в соответствии с перечисленными нормативными правовыми актами, раскрывается ПАО «МОЭК» в полном объеме и в установленные сроки в системе ЕИАС и на сайте Общества в сети Интернет по адресу https://www.moek.ru/about/moek-shareinfo.

Перспективы тарифного регулирования

Федеральным законом от 30.12.2012 г. №291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения», разработанным в целях реализации Плана мероприятий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.2011 г. №1493-р, внесены изменения в Федеральные законы от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», предусматривающие развитие институтов долгосрочного регулирования в соответствующих отраслях.

В рамках введенного в законодательстве института долгосрочного регулирования уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы при установлении тарифов в сфере теплоснабжения и водоснабжения в отношении ПАО «МОЭК» на первый (2016-2018 гг.) и второй (2019-2023 гг.) долгосрочные периоды регулирования использован метод индексации установленных тарифов.

При расчете тарифов в сфере теплоснабжения и водоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает операционные расходы (фонд оплаты труда (ФОТ), ремонты, общехозяйственные расходы), неподконтрольные расходы (налоги, включая страховые взносы от ФОТ, аренда производственных объектов, расходы по сомнительным долгам, расходы на обслуживание заемных средств), расходы на ресурсы, амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль и расчетную предпринимательскую прибыль.

К долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относятся:

  • базовый уровень операционных расходов;
  • динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров, услуг (индекс эффективности операционных расходов);
  • нормативный уровень прибыли (для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством РФ не ранее 01.01.2014 г.);
  • показатели энергосбережения и энергетической эффективности - если в отношении регулируемой организации утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и (или) если показатели энергосбережения и энергоэффективности предусмотрены в концессионном соглашении в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договоре аренды указанных объектов;
  • динамика изменения расходов на топливо, устанавливаемая в целях перехода от одного метода распределения расхода топлива к другому методу (если орган регулирования применяет понижающий коэффициента переходный период в соответствии с Правилами распределения расхода топлива).

При применении метода индексации орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочных тарифов, ранее установленных на год, следующий за текущим годом, с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

В 2020 году Обществу впервые установлены тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую потребителям ПАО «МОЭК» на территории поселения Десеновское (за исключением котельной «Витермо») Новомосковского административного округа г. Москвы, а также плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей.

Плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности подлежит государственному регулированию в соответствии с пп.в) п.4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 (далее – Основы ценообразования в сфере теплоснабжения). При этом услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии по договору теплоснабжения иных категорий потребителей, не относящихся к отдельным категориям социально значимых, определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат (пп.г) п.5 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).

Федеральным законом от 01.04.2020 №84-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона «О теплоснабжении» и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» определено, что Правительство РФ будет устанавливать критерии и порядок отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям и транзитным организациям, в связи с чем в Федеральном законе от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» расширено определение «теплосетевой организации» (вступило в силу с 01.01.2021), а в Федеральном законе от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» вводится определение «транзитной организации».

Правительством Российской Федерации в настоящее время подготовлен проект Постановления «Об установлении критериев и порядка отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», который проходит стадии обсуждения и согласования.

Приказом ФАС России от 08.10.2020 №976/20 внесены изменения в Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные приказом ФСТ России от 27.12.2013 №1746-э», предусматривающие:

  • скорректированную формулу расчета необходимой валовой выручки организации на очередной период регулирования с применением метода сравнения аналогов;
  • формулу расчета однокомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения в расчете на 1 м3 при установленном одноставочном тарифе на тепловую энергию (мощность).